Материалы

О проекте

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

 

"…Экономия и бережливость - это огромный,  не использованный еще в полной мере  резерв для дальнейшего роста экономики".

                            А.Г. Лукашенко

 

    В настоящее время Республика Беларусь разворачивается лицом к проблеме энергосбережения и с этой целью разрабатывает реальную стратегическую политику повышения энергоэффективности. Главой государства издана Директива №3 от 14.06.2007г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», которая содержит комплекс мероприятий по решению данного вопроса.

Неэффективное и нерациональное использование энергетических ресурсов негативно сказывается не только на экономическом развитии, но и на экологической обстановке территории. Поэтому основной задачей сегодня является систематизированный перевод экономики на энергосберегающий путь развития. Реализация этой задачи невозможна без широкого внедрения энергосберегающего оборудования, технологий и материалов, без информационного обеспечения процесса энергосбережения.

            Внедрение мер энергосбережения дает прямой эффект снижения влияния на окружающую среду за счет экономии природных ресурсов и снижения выбросов парниковых газов.

            Одним из ключевых моментов решения задачи эффективного потребления энергии в республике является создание информационно-образовательной системы по проблемам энергосбережения.

Всем сферам национальной экономики, подведомственным учреждениям Министерства образования доведены планы по экономии энергии. На систему образования тоже возложены  особые функции. Министерству образования поручено принять меры по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области энерго- и ресурсосбережения, уделять приоритетное внимание вопросам воспитания у детей бережливости и экономии энергоресурсов через урочную деятельность, факультативы, внеурочные мероприятия.

Возрастание энергетической эффективности - очень актуальная миссия системы образования в Республике Беларусь.

Неэффективное потребление энергии в учебных заведениях создано несколькими факторами:

  • несовершенностью правовых, административных, материальных и ценовых механизмов;
  • узким применением энергосберегающих технологий;
  • большим износом оборудования для производства и распределения энергии;
  • а также нехваткой опытных специалистов в области энергосбережения и энергоэффективности.

Одной из задач стоящей перед системой образования, является информационно-пропагандистская и просветительская работа с учащимися, родителями и  населением по   проблемам энергосбережения, разработка учебно-методического и информационного обеспечения образования   и   просвещения в области энергосбережения.

    В Витебской области проблеме ресурсо- и энергосбережения уделяется приоритетное внимание. В учебных заведениях проводится эффективная работа по выполнению задач по проблемам энергосбережения. Учащимся, педагогам и родителям постоянно предлагаются к обсуждению и пропаганде вопросы  экономии ресурсов. Для этого специально издаются иллюстрированные пособия, организуются экскурсии, игры, внеурочные мероприятия с привлечением специалистов. Разрабатываются новые методики  обучения энергосбережению, учебные пособия и комплекты методических материалов, проводятся  семинары и конкурсы по энергосбережению.

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО РЕСУРСА

 

С целью выполнения Директивы №3 в УО «Витебский профессиональный лицей №1 машиностроения им М.Ф.Шмырева» организована работа по разъяснению политики государства в области экономики, направленной на повышение благосостояния белорусского народа: в образовательный процесс внедряются современные технологии обучения и воспитания по формированию у учащихся экономного и бережного отношения к использованию производственных и природных ресурсов; проводятся информационные часы и внеурочные мероприятия, направленные на формирование у учащихся навыков экономного и рационального  использования природных и производственных ресурсов. Итогом системной работы по энергосбережению является создание виртуального центра «Создадим будущее вместе!» - как ядра по созданию информационного пространства по пропаганде, обучению и воспитанию подрастающего поколения и общественности в сфере энергосбережения. Центр создан в виде сайта, расположенного в интернете.  Адрес сайта:  http://energo.vgpl1.by

ЦЕЛЬ И МИССИЯ: пропаганда энергосбережения в учреждениях образования, путем представления доступной информации и удобных инструментов для организации и проведения мероприятий по энергосбережению.

ЗАДАЧИ:

  1. освещение государственной политики в области энергосбережения;
  2. мотивация к самостоятельной деятельности учащихся по разработке и внедрению в учебный процесс познавательных мероприятий по энергосбережению;
  3. создание интернет-пользователям комфортных условий для быстрого погружения в тему энергосбережения и разработки реальных мероприятий по данной тематике.

 

 

 

МЕХАНИЗМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

I этап: проектный

Цель: разработать структура создание виртуального ресурса по энергосбережению «Создадим будущее вместе!» при помощи которого можно организовывать и проводить  мероприятия, применяя различные формы проведения.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.  Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации.

3. Разработать структуру сайта.

4. Разработать мероприятия для размещения на сайте.

4. Подобрать проектные педагогические и информационные методики по освещению основных направлений проекта.

II этап: практический

Цель: создание виртуального ресурса по энергосбережению «Создадим будущее вместе!».

Задачи:

1. Создать сайт по разработанной структуре.

2. Разработать по каждому мероприятию электронную поддержку.

3. Разместить разработанные ресурсы на сайте.

4.  Проводить мониторинг реализации.

6. Принимать участие в мероприятиях по энергосбережению с применение материалов, размещенных на сайте.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

3. Спланировать работу на дальнейшую перспективу.

ДОСТОИНСТВА ВИРТУАЛЬНОГО ЦЕНТРА

 

Достоинством данного сайта является:

  • доступность представленных материалов всем, кого интересуют вопросы по энергосбережению и организации работы по данному направлению;
  • возможность регулярной корректировки материала по мере разработки и появления новых материалов;
  • наглядность представления материала (использование  иллюстраций, звука,  анимации, презентаций и т.д.);

 

ПЛАН ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ЦЕНТРА

 

В перспективе развития виртуального центра: систематизация, накопление и размещение материалов по энергосбережению разработанных в  учебных заведениях Витебской области. Учитывая актуальность данной проблемы в мировом масштабе материалы, опубликованные на сайте будут востребованы и доступны не только в Республике Беларусь но, и за ее пределами. Возможно увеличение количества  разделов, рубрик и направлений работы по  энергосбережению.

 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Андрижиевский А.А., Володин В.И. Энергосбережение и энергетический менеджмент. 2-е изд., испр. — Мн.: Выш. шк., 2005.
  2. Анищенко Ю.К. Экономия по-немецки. // Энергоэффективность. — 2003. — № 4.
  3. Ахрамович А.П. и др. Об инфракрасном обогреве помещений. // Энергоэффективность. — 2005. — № 6.
  4. Белохвостов В.М. Повышение энергоэффективности городского хозяйства — ключ к благосостоянию города. // Энергоэффективность. — 2001. — № 10.
  5. Бородуля В.А., Пальченок Г.И. Денсифицированное топливо — энергетическая альтернатива для Беларуси: потенциал, проблемы и перспективы. // Энергоэффективность. — 2002. — № 11–12.
  6. Бухин В.Е. Стеклопластиковые трубы. // Энергоэффективность. — 2002. — № 8.
  7. Васильев Г.М. и др. Электроимпульсная технология пастеризации молока. // Энергоэффективность. — 2001. — № 9.
  8. Войтехович В.Н. Проект Правительства Республики Беларусь, ПРООН/Глобального Экологического Фонда «Энергия биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь». // Энергоэффективность. — 2004. — № 10.
  9. Волов Г.Я., Кочепасов К.Л. Использование тепловых насосов в теплоснабжении и горячем водоснабжении. // Энергия и менеджмент. — 2002. — № 3.

10. Володин В.И. Энергосбережение: Учеб. пособ. для студентов. — Мн.: БГТУ, 2001.

11. Володько Е.Н. Демонстрационный эксперимент с минимальным оборудованием на уроках физики. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002.

12. Галузо И.В. Прикладная физика для школьников. — Мн.: УниверсалПресс, 2005.

13. Галузо И.В., Кузнецов Л.П. Физика в сельском хозяйстве. — Мн.: Ураджай, 1996.

14. Галузо И.В., Потапов И.Н., Байдаков И.Н. Экспериментальный курс по выбору «Основы энергоэффективности» для школьников. // Энергоэффективность.— 2005. — № 8.

15. Гомоюнов К.К. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособ. для средней школы. — СПб.: Специальная литература, 1999.

16. Гуртовцев А.П. Гидроаккумулирующие электростанции. Нужны ли они Беларуси? // Наука и инновации. — 2006. — № 1.

17. Гуртовцев А.П. Эффективный путь снижения энергозатрат на промышленном предприятии. // Энергоэффективность.— 2001. — № 1.

18. Гусев Г.В., Жук П.В. Современные низкостоимостные тепловизионные приборы для технического обслуживания оборудования. // Автоматизация. — 2004. — № 3.

19. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энциклопедия энергосбережения. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002.

20. Змушко В.С., Портянко Н.Я. Системы теплозащиты зданий с позиций экономии энергии. // Энергоэффективность. — 2001. — № 8.

21. Кирильчик Г.А., Юдин А.С. Проблемы и перспективы сушки зерна. // Энергоэффективность. — 2002. — № 1.

22. Кисаримов Р.А. Справочник электрика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: РадиоСофт, 2005.

23. Коньков В.В., Панкевич А.И. Энергосбережение в строительной отрасли. // Энергоэффективность. — 2005. — № 5.

24. Кравченко А.Е., Филоненко В.И. Витебская область. Опыт использования местных энергоресурсов. // Энергоэффективность. — 2004. — № 10.

25. Кравченя Э.М., Козел Р.Н., Свирид И.П. Охрана труда и основы энергосбережения: Учеб. пособ. — Мн.: ТетраСистемс, 2004.

26. Лабораторный практикум по теории и методике обучения физике в школе. / Под ред. С.Е. Каменецкого и С.В. Степанова. — М.: Академия, 2002.

27. Лабораторный практикум по строительной физике. / Объедков В.А., Соловьев А.К., Кондратенков А.Н. и др. — М.: Высш. шк., 1979.

28. Лаврентьев Н.А., Жуков Д.Д. Белорусская ветроэнергетика — реалии и перспективы. // Энергия и менеджмент. — 2002. — № 3.

29. Лучинович В.В. Энергоэффективные светильники отечественного производства. // Энергоэффективность. — 2005. — № 8.

30. Малков И., Сметанко А. Хватит отапливать улицы! Об эффективном теплоснабжении домов. // Архитектура и строительство. — 2000. — № 1.

31. Михалев В.П. Системы напольного отопления Oventrop — эффективное использование тепла и комфорт в нашем доме. // Энергоэффективность. — 2003. — № 6.

32. Михаленок Е.К. Энергосбережение в сельском хозяйстве. // Энергоэффективность. — 2004. — № 4.

33. Надеждин Е.В. Энергосбережение как фактор повышения энергетической безопасности государств-участников СНГ. // Энергоэффективность. — 2002. — № 1.

34. Некрашевич В.А. Приборы учета энергоносителей. — Мн.: Бел. госуд. институт проблем культуры, 2001.

35. Основы энергосбережения: Учеб. пособие. / Под ред. Б.И. Врублевского. — Гомель: ЦНТУ «Развитие», 2002.

36. Основы энергосбережения: Цикл лекций. / Под ред. Н.Г. Хутской. — Мн.: Тэхналогія, 1999.

37. Пинигин П.И. Экономия энергоресурсов при замене оконных и дверных конструкций. // Энергоэффективность. — 2004. — № 11.

38. Поспелова Т.Г. Основы энергосбережения. — Мн.: Технопринт, 2000.

39. Прищепов М.А., Винничек В.С. Повышение энергетической эффективности систем обогрева поросят. // Энергоэффективность. — 2003. — № 1–2.

40. Пшенник Ю.Е. Эпоха природного газа. От простого сжигания к комплексному использованию. // Энергоэффективность. — 2003. — № 2.

41. Руденко Б. Ветрогенератор ВЭУ-2000. // Наука и жизнь. — 2006. — № 5.

42. Самойлов М.В., Паневчик В.В., Ковалев А.Н. Основы энергосбережения. 3-е изд., стереотип. — Мн.: БГЭУ, 2004.

43. Северянин В.С. Основы энергосбережения: Курс лекций. — Брест, БПИ, 1998.

44. Симирский В., Войтов И. Биотопливо на основе рапса. // Энергетика и ТЭК. — 2005. — № 11.

45. Федосеев В.Г., Молочко Ф.И., Погребицкая Е.Е. Исследование стандартизации, рынка и технологии бытовых электроприборов в Республике Беларусь с целью повышения их энергоэффективности. // Энергоэффективность. — 2003. — № 6–7.

46. Филиппенко А.В. АСКУЭ «Струмень-Bus»: квартирный и домовой учет. // Энергия и менеджмент. — 2003. — № 6.

47. Черноусов С.В. Перспективы развития мировой энергетики на период до 2020 года. // Энергоэффективность. — 2002. — № 4.

48. Черноусов С.В. Энергоэффективность — путь к повышению уровня экономического развития страны. // Энергоэффективность. — 2004. — № 2.

49. Черноусов С.В. Энергетика Беларуси смотрит в будущее. // Энергоэффективность. — 2006. — № 1–2.

50. Шенец Л.В. Результаты работы по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в республике в 2001–2005 гг. // Энергоэффективность. — 2006. — № 2.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. http://energosber.info/
  2. http://portal-energo.ru
  3. http://www.energy-efficiency.ru/
  4. http://www.cenef.ru/
  5. http://lib.priroda.ru/index.
  6. http://energy.org.ru/
  7. http://marketsurveys.ru/index
  8. http://sunpage.narod.ru/


АВТОРЫ

 

  1. Стукальцева Анна Ивановна, методист высшей категории.
  2. Шаркова Надежда Александровна, преподаватель спецдисциплин высшей категории.
  3. Борисенко Вячеслав  Владимирович, инженер-программист.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить